Он появится на российских экранах едва ли не через год – в апреле 2009-го – и наверняка соберет какую-нибудь совсем смехотворную сумму.
Потому что ситуацию с российским кинопрокатом аниме нельзя назвать иначе, как «Ще не вмэр, но…» Для начала – не так давно он просто не существовал в природе. Только сразу договоримся – давайте не будем вспоминать былинные советские времена, когда какой-нибудь «Корабль-призрак» или «Таро – сын дракона» неделями собирали полные залы. Это все было в доисторическую эпоху, когда ситуация была принципиально иной – тогда, в конце концов, и Болливуд рвал кассу, как баян на свадьбе.
Новейшая история проката аниме в России началась с того самого Миядзаки и продолжилась едва ли не исключительно им же. Вышеупомянутые «Унесенные призраками» получили «Оскара» и благодаря этому в новогодние дни 2002 года попали у нас в широкий прокат. И даже собрала более или менее сносные деньги. С этого началось российское киновозрождение аниме, хотя «возрождение» тут – не самое удачное слово.
Процесс шел скорее обратный. Следующий фильм маэстро, «Шагающий замок Хоула», в 2005 году откатался совсем плохо. Настолько, что «Централ партнершип», выпустивший в прокат обе картины, решил больше с аниме не связываться. Эстафету российского аниме-просветительства подхватила компания RUSCICO, но на широкий прокат больше никто не замахивался – только ограниченный, пара кинотеатров в Москве, один в Питере. Общий тренд, правда, от этого не изменился и упорно двигался по нисходящей.
В апреле 2007-го нам показали фильм сына Хаяо, Горо Миядзаки «Сказания Земноморья» – собрали $170 100. Июль 2007-го, реставрированная копия классической ленты Миядзаки-старшего «Навсикая из Долины ветров» – $72 900. Февраль 2008 года, «Небесный замок Лапута» – $13 095. Март 2008-го, «Мой сосед Тоторо» – $10 689.
Вам не кажется, что к премьере «Рыбки Поньо» они докатаются до мышей?
Здесь самое время стать в третью позицию и провозгласить что-нибудь вроде: «Вот так цифры доказали нам, что этот трэш с большеглазыми уродцами и гигантскими боевыми человекоподобными роботами никому в России не нужен». Увы, не получается. Хотя бы потому, что это неправда – и про трэш, и про Россию.
Во-первых, аниме это не трэш, или, точнее, не только трэш. Конечно, как и в любом культурном явлении, в японской анимации большая часть производимой продукции – нечто запредельное, но это не отменяет несомненных шедевров. И они не ограничиваются общепризнанным классиком Миядзаки, который стабильно собирает и фестивальные призы, и очень неплохую кассу, причем не только в Японии (те же «Унесенные призраками» в США собрали больше десяти миллионов долларов).
Есть совершенно гениальный Макото Синкай, бывший студент-филолог, годами рисовавший свои первые фильмы на домашнем компьютере, делавший все сам, от сценария до озвучки, и поимевший на этом оглушительный и фестивальный, и коммерческий успех. Получивший в итоге собственную студию и создающий сейчас настоящие шедевры – по самим высоким меркам («За облаками, в обещанном месте», «Пять сантиметров в секунду»). Есть Мамору Осии со ставшим классикой «Призраком в доспехах».
Да что далеко ходить – в основном конкурсе стартующего вскоре Венецианского кинофестиваля три японских фильма, из них два сделаны в жанре аниме: «Рыбка Поньо» и Sky Crawlers вышеупомянутого Осии.
Хорошо – скажете вы – если у вас в аниме столько гениев прячется, почему же они в прокате постоянно проваливаются?
Да по той же самой причине, по которой у нас неизменно проваливаются качественные американские сериалы. Потому же, почему у нас телезрителей на «Доктора Хауса» наловить невозможно, а рейтинги «Секса в большом городе» много хуже, чем у его неимоверно отвратительного клона «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…»
Потому что у нас в стране довольно много людей, которые искренне любят и качественные американские сериалы, и японскую анимацию.
Сейчас объясним этот парадоксальный вывод.
Пока в среднестатистическом городе было три кинотеатра, четыре фильма в месяц и две программы в телевизоре, добиться всенародного успеха было очень легко. Сейчас же, когда среднеобеспеченный человек при желании имеет доступ к десяткам тысяч фильмов (телеканалы, кинопрокат, DVD, интернет), ситуация стала принципиально иной.
Какие последствия спровоцировал этот переизбыток? Их довольно много, но нас в данном случае интересует только одно, которое можно обозвать «культурной локализацией». Все чаще люди, не в силах объять необъятное, сосредотачиваются на каком-то одном культурном явлении. «Подсаживаются» на какие-нибудь азиатские боевики. Американские сериалы. Японские мультфильмы. И выходить за пределы выбранного гетто им уже не надо – они все получают внутри забора. Каждое такое гетто представляет собой культуру в миниатюре. Там есть все – и откровенная фигня, и бездумное развлекалово, и крепкие середняки, и восходящие таланты, и замшелые классики, и – само собой – истинные шедевры. На всю жизнь хватит.
А что происходит, когда таких «подсевших» становится достаточно много, когда набирается определенная критическая масса?
Правильно – они начинают обеспечивать себя сами.
Сегодняшние российские любители аниме создали настоящую индустрию. Увлекшемуся любителю доступна практически вся классика, новинки появляются через несколько дней после премьеры в Японии, переводятся «с колес». Работают устоявшиеся команды переводчиков с весьма высоким профессиональным уровнем, новоявленные мастера видео тут же создают качественные локализованные копии. У сообщества российских отаку (самоназвание фанатов аниме) давно уже появились собственные «золотые голоса» дубляжа, вполне профессиональные критики, собственная пресса, нагретые места для тусовок и общения с себе подобными.
И официальные структуры за этой самодеятельной индустрией банально не успевают. Во всех смыслах. Они хуже переводят, бездарнее озвучивают – хотя бы потому, что у «официалов» это делают случайно привлеченные люди, а у «неформалов» – фактические профессионалы, которые в теме и в контексте и делают это не за зарплату, а по велению души. Прокатчики, наконец, чисто хронологически не успевают за «самоделкиными». Ну кому будет нужна эта «Рыбка Поньо» в апреле месяце, если за эти девять месяцев поклонники Миядзаки уже посмотрят этот фильм раз двадцать, выучат его наизусть, перемоют ему все косточки, осудят, превознесут, заклеймят, подерутся между собой, помирятся и к премьере будут увлечены совершенно другими новинками.
А официальный прокат, если вспомнить Зенона, так и останется Ахиллесом, которому не дано догнать эту черепаху.
07 АВГУСТА, 16:12 // Вадим Нестеров//http://www.gazeta.ru/culture/2008/08/07/a_2803937.shtml |