Главное меню


Посетителей онлайн:150
 Логин:
 Пароль:
Защитный код:

Секретный код
Повторить код
 
Забыли пароль?
Забыли логин?

 

Интервью с Хаяо Миядзаки


2004-08-31 | Аниме новости | Anime news | просмотров: 5246 | комментариев: 2

- Действие фильма "Унесенные призраками" происходит в бане. Это образ из вашего детства?

- Совершенно верно. Отправной точкой для фильма было желание показать, что боги и призраки приходят в "юя", баню, чтобы отдохнуть. Я очень хорошо помню "юя" своего детства. В одной из таких бань я впервые увидел картину в западном стиле. Когда я был маленьким, я обратил внимание на крошечную дверь, расположенную в главном зале бани. Несколько ночей меня одолевала мысль о том, что может за ней находиться. Я много лет мечтал сделать фильм, в котором раскрывалась бы эта тайна. Я сделал историю более интересной, поместив в центр фабулы богов. Я предположил, что божествам из японского фольклора, как и бизнесменам, нужно восстанавливать силы в теплой воде перед тем, как отправиться на работу. Естественно, боги захотели бы оставаться в бане несколько дольше, но они обязаны очистить помещение к концу уикэнда. Мне показалось, что сегодняшние божества должны быть очень занятыми существами.


- Где вы черпали вдохновение, чтобы описывать жизнь богов так детально?
- В течение тысяч лет мы, японцы, верили, что "ками" (боги) и "реи" (духи) обитают везде: в реках, в каждом дереве, в каждом доме и даже кухне. Когда я задумал это фильм, мне нужно было разработать внешность богов. Большинство из них я придумал. Остальные почерпнул из японского фольклора.

- Персонаж Каонаси (Безликий) играет особую роль в фильме?
- Да. Мне понравилась идея показать бога-бродягу, у которого нет дома и аналогов которому нет в японском фольклоре. Каонаси символизирует современную Японию. Многим кажется, что деньги сделают их счастливыми. Но когда Каонаси дает людям золото, делает ли он их счастливыми? Мне было интересно, как отнесутся зрители к такому персонажу.

- Является ли персонаж Окусаре-Сама аллегорией загрязненных рек, которые следует очистить?
- Экологическое образование людей - не моя задача. Однако в свои фильмы я привношу свой личный опыт. Я действительно помог очистить реку, которая течет рядом с моим домом. Я предпочитаю деревья бетону. Поэтому в фильмах я показываю реки и деревья. Но это всё. Я не хочу быть дидактичным.

- Фильм "Унесенные призраками" можно рассматривать как прогулку по киностудии "Джибли"". В нем много изобразительных перекличек с вашими старыми фильмами, а некоторые боги похожи на ведущих сотрудников студии.
- Совершенно верно. Лично я считаю, что я - Камадзи. Юбаба - это г-н Судзуки, президент кинокомпании. Наша студия работает так же, как баня в фильме. Тихиро - молодой мультипликатор, пришедший на студию. Она видит, как Юбаба кричит и отдает всем приказы. А Камадзи вынужден очень усердно трудиться по приказу Юбаба. Он так завален работой, что ему не хватает рук и ног, чтобы выполнить задание. Тихиро должна стать полезной, если не хочет, чтобы Юбаба избавился от нее. То есть, чтобы он ее не уволил.

- Почти во всех ваших фильмах есть религиозный, спиритуалистический подтекст.
- В Японии религия скорее явление культуры, чем нечто, вербующее последователей. Религия, будь то буддизм или синтоизм, присутствует в стране везде, но не правит ею. Везде можно увидеть религиозные символы. В своих фильмах я использую их таким же образом. Они разбросаны среди декораций, но не выпирают на первый план.

- Какова была самая сложная проблема, с которой вы столкнулись во время съемок?
- Когда я закончил работу над сценарием, то понял, что это будет трехчасовой фильм. Г-н Судзуки сказал, что у нас нет средств, чтобы завершить такой проект, если мы хотим, чтобы фильм вышел летом 2001 года. Мы должны были либо сократить сценарий, либо перенести выпуск фильма на 2002 год. Я был убежден, что фильм отражает умонастроения нашего времени. В 2002 году многое может измениться и мои идеи могут оказаться старомодными. Поэтому я решил изменить сюжет так, чтобы фильм был закончен к 2001 году. Мне был сложно придумать сокращенную версию.

- "Унесенные призраками" стали одним из самых популярных фильмов японского кино? Вы гордитесь этим?
- Я не назвал бы это гордостью. Имел фильм успех или провалился, - я знакомлюсь с цифрами и комментариям, и это помогает мне совершенствоваться. Но я всегда доволен, когда узнаю, что фильм принес больше, чем потратили на его производство. Это означает, что мы можем сделать еще один полнометражный фильм в менее стесненных финансовых условиях.

- Вам по-прежнему не хватает времени, чтобы смотреть другие японские мультипликационные фильмы?
- Да. Так что я не могу говорить на эту тему.

- Но мы можем поговорить о только что открывшемся музее студии "Джибли".
- Руководить музеем очень сложно. Когда производство фильма завершено, работа режиссера закончена. Музеем нужно заниматься ежедневно. Каждый день всё должно быть идеально. Нельзя исправить ошибки, сделанные накануне. Более того, всегда нужно думать о следующей выставке. Это очень интересная и бесконечная работа.

- Каков будет ваш следующий проект?
- Это фильм, который мы хотели бы выпустить на японские экраны в 2004 году. Не знаю, буду я его режиссером или нет. Сейчас в мире происходят огромные перемены. Терроризм на подъеме, а Япония переживает серьезный экономический спад. В этих условиях студия должна создать фильм, отвечающий духу времени, фильм, в котором будут заданы правильные вопросы и предложен ряд ответов, и нужно дать зрителям хоть какую-то надежду. Сами понимаете, задача непростая.

ХАЯО МИЯДЗАКИ

В течение последних двадцати лет Хаяо Миядзаки был ведущим японским мультипликатором. Один из ее основателей, он является сегодня ее выдающимся мастером. Его творчество обнаруживает поразительное единство видения мира и необыкновенное разнообразие тем и сюжетов. Возможно в этом разгадка его огромного успеха. Продюсер, художник, режиссер, рисовальщик, Хаяо Миядзаки является одним из самых ярких художников своего поколения.

На протяжении своей 39-летней карьеры Хаяо Миядзаки затронул множество тем, использовал множество тональностей, множество регистров. Он обращался к сатире, эпосу, элегии, переходил от портрета к жанровой картине, выражал себя с образцовой простотой больших страстей, был лиричным, целиком отдавался завораживающим играм фантазии...

Хаяо Миядзаки родился в 1941 году. Во время войны его родители бежали из Токио от американских бомбардировок и обосновались в Уцуномии - городе в ста километрах от столицы. Миядзаки вырос в стране, пытавшейся оправиться от последствий международного конфликта. Хотя он преуменьшает значение этого периода своей жизни, он оставил свой след.

Миядзаки влюбился в кино в 1958 году, когда увидел "Заклинательницу белого змея" - первый японский цветной полнометражный мультфильм, снятый на студии мультипликации кинокомпании "Тоей". Он сразу же решил сделать рисование своей профессией. Однако в университете он в течение четырех лет изучал экономику, параллельно совершенствуя своей графическое мастерство и постигая марксистскую философию.

В 1963 году Миядзаки начал работать на студии мультипликации кинокомпании "Тоей" над экранизациями детской литературы. Он был одним из немногих японских мультипликаторов, не имевших специфического опыта работы над комиксами. Художественное качество и объем его продукции быстро выделили его среди других мультипликаторов студии. Однако поначалу ему пришлось трудиться наравне со всеми над текущими проектами. Так, он участвовал в создании мультипликационной версии знаменитой средневековой японской повести "47 ронинов", неоднократно воссозданной на экране режиссерами игрового кино.

Но Миядзаки очень хотелось *** фильм, который был бы ориентирован не только на детей, фильм, который был бы достаточно сложным и глубоким, чтобы заинтересовать зрителей всех возрастов. В 1965 вместе со своими единомышленниками и друзьями Исао Такахата и Ясуао Оцука он приступил к работе над таким проектом. Несмотря на постоянно ухудшавшиеся отношения с руководством "Тоей", летом 1968 года был снят фильм "Великие приключения Хоруса, принца солнца". Он стал первым японским крупнобюждетным мультфильмом, который был задуман художниками, а не продюсерами. Фильм получил высокие оценки критики и потряс весь мир мультипликации. Перед режиссером открылись новые горизонты.

"Мы хотели создать фильм, который нравился бы нам самим - взрослым тридцатилетним людям", - вспоминает Исао Такахата. - "Естественно, это не должно было означать, что фильм не адресован и более молодым зрителям. Напротив. К несчастью, "Хорус" с треском провалился в прокате. "Тоей" очень плохо организовала и провела рекламную кампанию. Но фильм не оставил руководителей "Тоей" равнодушными, они поняли, что это начало чего-то нового."

В 1969 Миядзаки ушел из "Тоей", и спустя два года вместе с Оцука и Такахата решил снять анимационную версию книги Астрид Линдгрен "Пеппи - Длинный Чулок", но писательница не дала своего согласия на этот проект, и он не состоялся. Далее последовала работа в компании "Ниппон Анимейшон", специализировавшейся на мультипликации для телевидения, - здесь под творческим руководством Миядзаки была создана серия экранизаций знаменитых романов для детей ("Классические книги со всего света"). Несмотря на их коммерческий успех, Миядзаки, разрабатывавший общую концепцию фильмов и их сценарии, говорил, что предпочел бы иметь финансовую независимость, которая дала бы возможность отказаться от этой работы.

В 1978 году он поставил как режиссер свой первый мультипликационный сериал "Конан - мальчик из будущего". К этому моменту сквозь смелую, страстно романтическую трактовку оригинальных тем начал проступать неповторимый стиль Миядзаки. Несмотря на ограничения, связанные с телевизионным форматом, он добился впечатляющих технических достижений. Его талант начал расцветать.

Спустя год из-за творческих разногласий он ушел из компании "Ниппон Анимейшон" и подписал контракт со студией "Телеком Анимейшон Филм". Там были поставлен фильм, которые многие считают его первым шедевром, - "Забавные приключения господина Волшебная Птица". Затем последовал 90-минутный "Замок Калиостро", привлекший к Миядзаки внимание американских продюсеров. Но на все их приглашения он отвечал отказом.

Как продюсер и режиссер он участвует в создании мультисериалов "Люпен III" (по мотивам произведений французского писателя XIX века Мориса Леблана) и "Великий детектив Холмс" (снятый в копродукции с Италией). В 1984 году на экраны выходит его фильм "Наусика в долине ветров", основанный на его собственном комиксе.

История принцессы, которая борется за свою жизнь во вселенной, полной хаоса и опасностей, оказалась понятной зрителям всего мира. Фильм был награжден многочисленными премиями международных кинофестивалей, но выпущен за рубежом он был только во Франции, только на видео и сокращенным на 30 минут.

"Наусика" была фильмом, который привлек внимание зрителей к большому мастеру, и я очень его уважаю", - говорил Акира Куросава. - "Мне кажется, оба мы принадлежим к одной и той же школе, что нас объединяет интерес к большим человеческим историям. Но когда критики рассматривают наши фильмы в сопоставлении, мне становится несколько неловко. Нельзя преуменьшать значение творчества Миядзаки, сравнивая его с моим".

Триумф фильма "Наусика" позволил режиссеру в 1985 основать студию "Гибли", где он трудится и по сей день, выступая не только как режиссер, но и в роли продюсера. На ней были созданы его полнометражные фильмы "Небесный замок Рапюта" (по мотивам книги Джонатана Свифта "Путешествия Гулливера"), "Мой сосед Тоторо".

"Мне не следовало бы об этом говорить", - признается президент киностудии "Уолт Дисней" Майкл Айснер, - "но "Тоторо" долгое время был самым любимым фильмом моих детей. В нем есть какое-то трудно определимое словами волшебство. До того, как фильм вышел в США на видео, у меня дома была его кассета на японском. Однажды ее нашли дети. Хотя им был непонятен японский диалог, фильм заворожил их. Не могу сосчитать, сколько раз они его посмотрели".

Необычайно высокие оценки во всем мире получила картина Миядзаки "Принцесса Мононоке" (1997). Вот что говорит о ней режиссер Энди Вачовски ("Матрица"): "Посмотрев фильм "Принцесса Мононоке", вы можете сделать только одно - броситься к телефону и заказать все фильмы, которые он сделал. "Принцесса Мононоке" принадлежит к числу фильмов, которые оправдывают существование кино. Он отпечатывается в вашем воображении и остается там, - это шедевр".

Для многих своих соотечественников Миядзаки - такой же великий режиссер, как и Куросава. Хотя он редко выступает на страницах печати и по телевидению, в общественной жизни Японии его голос звучит весомо. С его мнением считаются. Он активный и влиятельный эколог, хотя и старается преуменьшить свою роль в защите окружающей среды.

Карьера Хаяо Миядзаки была фантастической. Он смог освободиться от пут студийной системы и полностью реализовать свои мечты на большом экране. Во всех его фильмах ощущается присущий ему гуманизм и обеспокоенность будущим общества. Хотя фильмы Миядзаки специфически японские по ощущениям и образу мышления, их эстетика и напряженная драматичность универсальны по своему воздействию. Миядзаки поражает едкой иронией и безудержной фантазией, которые он приносит на большой экран в своих великих изобразительных драмах. Этот патриарх мультипликации является одновременно великим жрецом, последним императором и маленьким принцем.

Фильмография (основные фильмы)
1978 Конан - мальчик из будущего (ТВ, 26 серий)
1979 Замок Калиостро
1980 Арсен Люпен III (ТВ, 2 серии)
1982 Великий сыщик Холмс (ТВ, 6 серий)
1984 Наусикаа в долине ветров
1986 Небесный замок Рапюта
1988 Мой сосед Тоторо
1989 Экспресс-почта волшебницы
1992 Красная свинья
1997 Принцесса Мононоке
2001 Унесенные призраками
2001 Охота на кита (короткометражный)

Статья от  31.08.2004 08:21 http://www.film.ru/projects/japan_fest_interview.asp

    



Помогите распространить информацию — поделитесь новостью с друзьями, нажав на одну из кнопок ниже
Ev для anime.com.ru © 2004
anime.com.ru




КОММЕНТАРИИ К НОВОСТИ (1)

Your_Dream 
Your_Dream | 2009-05-18 00:20:55

я восхищенна! особенно восхищает его фонтазия и философия))

Информация
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

 



Реклама на сайте | Конфиденциальность | Контакты