neoMakoto - аниме дневник, блог, журнал


Аниме дневник, блог, журнал пользователя сайта под именем neoMakoto. Anime diary, blog, magazine from user by nickname neoMakoto.



История создания аниме

Аниме, аниме, аниме... Это слово у всех на слуху. У большинства с аниме ассоциируются японские девочки-тинейджеры с гигантскими глазами и с непропорционально увеличенными зрачками и волосами всех цветов радуги. Но японское искусство анимации намного шире и многообразнее, чем вы можете себе представить. Например, большие глаза - это один из признаков стиля сёнэн-аниме - “каваи“ (“прелесть“). Но чтобы понять сущность данного социокультурного феномена, необходимо хорошо знать не только историю Японии (как минимум от средних веков и до наших дней). Данный обзор рассчитан на людей, интересующихся японской культурой и историей. Но в первую очередь данная статья написана для «отаку аниме» («фанатов аниме»), которые хотят непосредственно ознакомиться с историей аниме, с его основоположниками (демиургами) и этапами развития.
Aниме (ударение ставится на первую букву) - это анимационные фильмы, созданные в Японии либо в любом другом месте, но согласно с идеями, стилем, сценарием и дизайном, разработанными в Стране восходящего солнца. Термин аниме достаточно новый и на своей родине. Он появился в японском языке в начале 70-х годов XX столетия и является производным от английского “анимейшн“ (“animation”). До этого для обозначения анимации использовался термин “манга-эйга“ (“манга-кино“).
Все началось в 1917 году. Тогда появляются первые анимационные японские фильмы, которые длились всего лишь около пяти минут и рисовались в основном мелом на доске. Это были первые попытки японских аниматоров-одиночек перенять новое западное искусство. Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» («Дэкобоко Син Гатё», 1917). Этот фильм был нарисован мелом на черной доске и снят на камеру. Также в 1917 году был создан фильм «Как краб отомстил мартышке» («Сару Кани Кассэн») Сэйтаро Китаямы, а в 1918 году – его же «Момотаро» («Момотаро») (Момотаро – популярный герой японских сказок).
В 1920-е годы продолжительность анимационных фильмов увеличилась и составляла примерно 15 минут. Эти фильмы производились практически на одном энтузиазме художниками-одиночками и финансировались кинематографическими и кинопрокатными фирмами в обмен на право проката. В то время начинала формироваться система студийного подряда, когда крупная компания финансирует производство анимации на небольших студиях. Причем все прокатные права и доходы с продаж получала компания-заказчик, а производителям выплачивалась лишь изначально оговоренная контрактом сумма. Данная система характерна и для современной японской анимации. В 20-е годы прошлого века в аниме были популярны западные сюжеты, такие как “Кот Феликс“. Также часто экранизировались японские и китайские сказки. В 1924 г. Санаэ Ямамото создает анимационный фильм «Гора, на которой оставляли умирать старух», который считается самым старым дошедшим до нас аниме.
Сохранилась полулегендарная история о том, как в 1942 году в Токио был устроен «закрытый» показ двух трофейных американских фильмов – «Унесенных ветром» и диснеевской «Белоснежки и семи гномов». На показе присутствовали правительственные чиновники и кинематографисты, в том числе молодой Акира Куросава.
Особенно зрителей поразила именно «Белоснежка», потому что она была цветная (первый японский цветной фильм был сделан только в 1951 году). Согласно легенде, был сделан неофициальный, но неутешительный вывод о решительном превосходстве американского киноискусства над японским.
В 1943 году по решению правительства Мицуё Сэо поручили снять первый большой японский анимационный фильм, естественно, агитационного содержания. Им стал 37-минутный «Момотаро – морской орел» («Момотаро но Умиваси»). В нем в аллегорической форме воспроизводилось знаменитое нападение японской авиации на базу американских ВМС в Перл-Харбор. Сделан он был для того, чтобы «правильно» рассказать об этом событии детям. Все персонажи этого фильма были разнообразными, но неизменно героическими зверюшками.
В 1945 году Мицуё Эдзо снял продолжение истории Момотаро – «Момотаро – божественный воин» («Момотаро Уми но Синпэй»). Он рассказывал о героических операциях человекообразных зверюшек - морских пехотинцев по освобождению Индонезии и Малайзии от карикатурных рогатых чертей, под которыми подразумевались американцы.
Через четыре месяца после выхода на экраны этого фильма Япония капитулировала, но он успел произвести впечатление на юного Сигэру Тэдзуку (один из значительных японских аниматоров прошлого века), который, посмотрев этот фильм, твердо решил когда-нибудь стать аниматором.
Во времена американской оккупации, начиная с 1945 года, в Японии ведется активная пропаганда западной культуры. В связи с этим в разрушенной бомбардировками и артобстрелами стране американцы строят все новые и новые кинотеатры. В них проходят показы таких фильмов, как «Морячок Попай» братьев Флейшер, «Майти Маус» Пола Терри, «Путешествия Гулливера», «Том и Джерри» Уильяма Ханны и Джозефа Барберы, «Дятел Вуди» Уолтера Ланца и т.д. Японские аниматоры были поражены техническим превосходством этих фильмов. Японцы поняли, что будущее коммерческой анимации не за индивидуальными работами художников, как это было раньше, а за крупными анимационными студиями по образцу американских.
Первой такой студией стала «Ниппон Дога», созданная в 1946 году Кэндзо Масаокой и Санаэ Ямамото. Их первым мультфильмом стал фильм Масаоки 1947 года «Котенок Тора-тян» («Сутэнеко Тора-тян»). В том же 1947 году Кон Итикава на киностудии «Тохо Эйга» создал первый в истории Японии кукольный мультфильм – «Маленькая послушница» («Мусумэ Додзёдзи»). В 1953 году киностудия «Тоэй» купила «Ниппон Дога» (которая тогда уже была переименована в «Нитидо Эйга-ся»), и к 1956 году преобразовала ее в свое подразделение «Тоэй Дога» под руководством Хироси Окавы. «Тоэй Дога» была первой настоящей японской анимационной студией нового, американского типа. Их первым детищем стал все еще черно-белый и короткометражный фильм «Котячьи царапки» («Конэко но Ракугаки», 1957) режиссера Мори Ясудзи.
Настоящим достижением студии был выход в 1958 году первого японского полнометражного и цветного фильма – 78-минутной ленты «Легенда о Белой Змее» («Хакудзядэн») режиссера Тайдзи Ябуситы.
Самым крупным проектом студии «Тоэй Дога» в 1960 году стал фильм «Путешествие на Запад» («Саю-ки») режиссера Тайдзи Ябуситы. Это была экранизация манги Тэдзуки «Большое приключение Гоку» («Гоку но Дайбокэн», 1952-1959).
В 60-е годы в Японии начало активно развиваться телевидение. Стали транслировать различные сериалы, в том числе и мультипликационные. В основном показывали западные анимационные фильмы таких кинокомпаний, как “Ханна-Барбера“ (“Hanna-Barbera“) и “Уорнер Бразерс“ (“Warner Brothers“). В связи с этим уже достаточно известный мангаку (создатель манги) Тедзука основал собственную анимационную студию «Муси Продакшнс» («Mushi Productions»). «Для разминки» он выпустил в 1962 году некоммерческий экспериментальный фильм «История одной улицы» («Ару Матикадо но Моногатари»).
Ободренная успехом своей первой работы, в январе 1963 года команда студии «Муси» начала производство и показ первого значительного японского черно-белого анимационного ТВ-сериала «Могучий Атом» («Тэцуван Атом», 1963-1966). Это был, однако, не первый японский анимационный ТВ-сериал. Самым первым был «Календарь в картинках студии Отоги» («Отоги Манга Кэлэндар», 1962-1964). Тем не менее сейчас историю ТВ-аниме принято начинать именно с «Могучего Атома». Это был детский фантастический сериал о приключениях смелого и умного мальчика-робота по имени Атом. В отличие от большинства анимационных ТВ-сериалов, выходивших до этого, у «Могучего Атома» был мета-сюжет. Это значило, что помимо отдельных сюжетов в каждой отдельной серии в нем был один общий сюжет, проходящий через весь сериал и делающий его единым произведением. На протяжении развития мета-сюжета появлялись и исчезали новые главные герои, у них изменялся характер, они взрослели и старели. Важным персонажем этого сериала стал один из главных отрицательных героев – брат Атома, также андроид, но выглядящий не как мальчик, а как взрослый молодой человек. У него была девушка, влюбленная в него, но страдающая от излишне гордого и самоуверенного характера этого андроида.
Уже одна эта сюжетная линия, сейчас кажущаяся немудреной, ставила сериал в повествовательном отношении выше не только всех существовавших на тот момент анимационных сериалов, но и большинства популярных детских комиксов. А ведь были и другие сюжетные линии, также ранее не встречавшиеся в японской анимации и выводившие ее на принципиально новый уровень повествования.
В 60-е годы появились первые анимационные фильмы в стиле сёнэн (аниме для мальчиков) и сёдзё (аниме для девочек). Стали появляться различные компании, специализирующиеся на выпуске аниме-сериалов. Наиболее значительной из них сразу стала «Теле-Картун Джапан» («Tele-Cartoon Japan»), начавшая выпуск в 1963 году двух ТВ-сериалов. Первым из них был первый анимационный ТВ-сериал об «управляемых огромных роботах» – «Железный человек номер 28» («Тэцудзин 28-го», 1963-1965) по мотивам манги Ёкоямы Мицутэру. В нем, однако, ребенок управлял огромным роботом с помощью дистанционного управления, а в дальнейшем закрепилась идея управления роботом, сидя в нем («пилотирования»). Это вносило в сюжет возможность гибели пилота во время управления роботом, что значительно поднимало градус повествования.
Вторым ТВ-сериалом «Теле-картун Джапан» стала «Деревня отшельника» («Сэннин Бураку», 1963) – первый японский сатирический телевизионный аниме-сериал, высмеивающий разнообразные человеческие пороки.
В 1964 году Тэдзука выпускает первый в истории Японии полнометражный анимационный фильм по мотивам ТВ-аниме-сериала «Могучий Атом – космический герой» («Тэцуван Атом Утюу но Юся»). С этого момента и до начала 80-х основную часть полнометражной анимационной продукции Японии постепенно стали составлять именно такие фильмы – продолжения популярных ТВ-сериалов.
Из других значительных событий 1964 года отметим основание одной из крупнейших анимационных студий Японии – «Токио Муви Синся» («Tokyo Movie Shinsha»).
В 1966 году студия «Тоэй Дога» выпускает первый и невероятно успешный аниме-сериал для девочек (сёдзё-аниме) «Ведьма Салли» («Махоцукай Салли», 1966-1968), основанный на манге Ёкоямы Мицутэру.
Так же, как и сёнэн-аниме, сёдзё-аниме рассказывает историю взросления, только не мальчика, а девочки. Сюжет часто связан с превращениями главной героини или с высвобождением каких-то ее скрытых способностей (мифологическое отражение физиологических процессов женского взросления). В дальнейшем для этих сериалов стали характерны сложные романтические истории.
В 1967 году начинается производство ТВ-сериала студии «Тацуноко» под названием «На старт! Внимание! Марш!» («Mach Go Go Go», 1967-1968), первого аниме-сериала на спортивную тему.
В 1969 году вышли два хорошо известных в России фильма студии «Тоэй Дога» – «Кот в сапогах» («Нагагуцу о Хайта Нэко») режиссера Кимио Ябуки (его главный герой стал символом студии) и «Корабль-призрак» («Сора Тобу Юрэйсэн») режиссера Икэды Хироси. В 1971 году тот же Тэдзука выпустил полнометражное аниме «Клеопатра» («Cleopatra») – смелую эротическую (эротический жанр в аниме называется «хентай» («hentai») пародию на исторические фильмы из римской жизни с множеством намеренных несообразностей и анахронизмов.
1970-е годы в истории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Основная часть анимационных фильмов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории аниме, была именно телевизионными сериалами. Их формат был разработан еще Тэдзукой и его коллегами в начале 1960-х – одна серия длиной около 23-25 минут в неделю (всего около 30 минут вместе с блоком рекламы), показываемая в строго определенное телеканалом для этого сериала время (так называемый «временной слот»). Продолжительность сериала определялась его популярностью: более популярные сериалы шли дольше, менее популярные – быстро заканчивались. Но обычно сериалов короче 20-30 серий в 1970-е не делалось.
Происходило и изменение аудитории аниме. Если ранее ее основой были маленькие дети и подростки 10-12 лет, то теперь поколение зрителей первых аниме уже подросло, но все еще интересовалось «мультиками». Поэтому начинают появляться и сериалы, рассчитанные на зрителей среднего и даже старшего подросткового возраста.
В 1979 году вышел оригинальный (не экранизация) ТВ-сериал студии «Санрайз» («Sunrise») «Мобильный воин ГАНДАМ» («Кидо Сэнси ГАНДАМ», 1979-1980), созданный на основе концепции Ёсиуки Томино. Он положил начало множеству сериалов и фильмов эпопеи «ГАНДАМ». Выход этих сериалов не закончен и по сию пору.
Начало 1980-х годов в истории аниме ознаменовалось событием чрезвычайной важности. Уже упоминавшийся сериал «Мобильный воин ГАНДАМ» оказал совершенно особое влияние на аудиторию, стали понемногу из выделяться клубы подростков – фэнов научно-фантастического аниме. Так начали появляться аниме-отаку (в Японии «отаку» называют фэнов вообще, а за пределами Японии – фэнов аниме и манги).
В 1982 году на экраны выходит сериал «Великая космическая крепость Макросс» («Тё Дзику Ёсай Макросс», 1982-1983), созданный Нобору Исигуро и Ёсимасой Ониси на студиях «Студио Ню» («Studio Nue») и «Артлэнд» («Artland») при поддержке студии «Тацуноко». Изначально он задумывался как пародия, созданная молодыми художниками и дизайнерами, чтобы поиздеваться над клише «космических опер».
Одним из первых экспериментов в жанре фантастической комедии стал сериал студии «Тоэй Дога» по мотивам манги Акиры Ториямы «Доктор Сламп» («Dr. Slump», 1981-1986). Характерные персонажи «героического» аниме – сумасшедший ученый Сламп и его творение – девочка-робот Арале - отнюдь не спасали мир, а творили всякие смешные глупости, с трудом из них выпутываясь.
В 1983 году произошло событие, сыгравшее принципиальную роль в истории аниме. Мамору Осии на студии «Студио Пьерро» («Studio Pierrot») выпустил первое в истории Японии аниме, изначально предназначенное для продажи на видео – «Даллас: приказ уничтожить Даллас» («Даллос: Даллос Хайкай Сирэй»).
С этого момента в японской анимации появилась новая степень свободы. Теперь можно было создавать аниме, сочетающее в себе достоинства полнометражного фильма (качество анимации и четкое единство аниме, сюжетной линии) и сериала (размер, многосерийность). Новый вид анимации получил название «OAV» или «OVA» («Original Animation Video» – «анимация для продажи на видео»).
В 1985 г. выходит первый киберпанк-OAV «Мегазона 23» («Megazone 23») режиссера Нобору Исигуро и молодой студии «Анимейшн Интернэшнл Корпорэйшн» («Animation International Corporation»).Вторая половина 1980-х стала временем значительного подъема интереса аниматоров и зрителей к полнометражному аниме. После очередей фанов, стоявших у кинотеатров, чтобы посмотреть «Наусику» Хаяо Миядзаки, общественное мнение было готово к полноценному восприятию серьезных аниме-фильмов, не являющихся продолжением ТВ-сериалов и даже иногда не основанных на литературных или манга-источниках.
Еще один сериал, о котором нельзя не упомянуть, – это экранизация манги Румико Такахаси «Рамма 1/2» («Рамма 1/2», 1989) о приключениях парня по имени Рамма Саотомэ, которого его отец, чтобы сделать из сына великого мастера боевых искусств, увез тренироваться в Китай. Там они оба были прокляты. Будучи облиты холодной водой, Рамма превращался в девушку, а его отец – в панду! Горячая же вода после этого вызывала обратное превращение.
В 90-х годах прошлого века начинается новая эра аниме. В кинондустрии начинают широко использоваться цифровые технологии. Эти тенденции, естественно, не обходят и высокотехнологичную Японию. На смену старому доброму рисованному от руки аниме приходит новое искусство – искусство 3D (трехмерного (three dimensional) моделирования и анимации. Все больше и больше режиссеров начинают применять в своих фильмах различные компьютерные спецэффекты. Примерно в этот период начинается закат «золотого века аниме». На этом можно закончить наш обзор «золотого века аниме», так как краткая история аниме с периода 90-х годов XX века по наше время – это тема для отдельной и достаточно объемной статьи.
В конце всяческих трудов - как научных, так и литературно-исторических - принято делать выводы. Какие же можно сделать выводы? Да очень простые:
1. Аниме нужно смотреть.
2. Аниме нужно понимать.

3. Аниме нужно любить 


 


Мое настроение: smile.gif



Пройдя регистрацию, вы можете оценить данную запись
   
Оценка записи : 0
Просмотров записи :4442
Тип записи: Разное
Категория: Аниме и Манга
Тэги слова: аниме
Аниме дневник | Блог

Дата написания: 02-08-2012 | 10:06 pm | neoMakoto ©



История Аниме

 
 

Старейшее известное аниме, найденное в 2005 году, было создано около века назад — приблизительно в 1907 году. Короткий мультфильм состоял из пятидесяти нарисованных на ленте целлулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует иероглифы 活動写真, означающие «движущиеся фотографии» и использующиеся в то время для обозначения слова «кино», затем поворачивается к зрителю, снимает шляпу и кланяется. Художник и автор этой анимации неизвестен.

 

Произведения первой четверти XX века, в основном, создавались энтузиастами, которые вдохновлялись творениями своих иностранных коллег. Фильмы представляли собой короткие — от одной до пяти минут — анимационные ленты без звукового сопровождения. Иногда сюжеты и герои таких аниме были заимствованы из западной культуры, но чаще это были экранизации старинных японских сказок. К концу указанного периода длительность отдельных мультфильмов могла достигать 15-ти минут.

 

По различным причинам большая часть произведений этих лет к настоящему времени оказалась утрачена. Известно, однако, что некоторые из них демонстрировались на публике, и даже собирали деньги в кинотеатрах. В эпоху немого кино творили такие аниматоры, как Отэн Симокава, Дзюнъити Коти, Сэётаро Китаяма, Санаэ Ямамото (чей мультфильм «Гора, где бросали стариков», возможно, является старейшим известным именованным аниме), Ясудзи Мурата и мастер анимации теней, Нобору Офудзи. Большинство из них работало в домашних условиях, хотя их и поддерживали владельцы кинотеатров, покупая у них права на показы их творений.

 

Второе поколение японских аниматоров появилось в предвоенный период. К этому времени японский фольклор в аниме уступил место новым сюжетам, часто юмористическим, в западном стиле. Анимация завоевала внимание широкой общественности и интерес государства. В эти годы были приняты первые законы, ограничивающие аудиторию произведений — некоторые аниме были признаны пригодными к демонстрации только лицам старше 15 лет. С другой стороны, фильмы, содержавшие элементы обучения, всячески поддерживались и одобрялись министерством образования Японии. Сотни тысяч иен были потрачены на спонсирование таких произведений.

 

На аниме также отражалась общая политическая и социальная обстановка в Японии. Одной из первых ласточек наступающего милитаризма стал вышедший в 1934-м году 11-минутный мультфильм Митуё Сэо «Рядовой второго класса Норакуро», экранизация короткого газетного комикса о невезучем псе, попавшем рядовым в армию зверей. После вторжения Японии в Китай в 1937-м году были приняты первые законы о цензуре, которые существенно упростили контроль над производимой продукцией. Появилось большое количество пропагандистских аниме, снятых по заказу военных. В преддверии разразившейся Второй мировой войны так же и стиль в аниме начал меняться. Аниме не должно было напоминать западные мультфильмы. В 1943-м году японское правительство решило финансировать создание первого японского полнометражного мультфильма, и подрядило того же Митуё Сэо собрать для этой цели команду аниматоров. Нарисованный ими 74-минутный фильм «Святые морские воины Момотаро» был юношеской лентой о команде сильных бесстрашных зверей (вероятно, символизировавших японских солдат), освобождавших Индонезию и Малайзию от дьявольских рогатых пришельцев, возможно означавших союзные войска, вышедший в апреле 1945-го года.

 

 


Мое настроение: tongue.gif



Пройдя регистрацию, вы можете оценить данную запись
   
Оценка записи : 0
Просмотров записи :3097
Тип записи: Разное
Категория: Аниме и Манга
Аниме дневник | Блог

Дата написания: 02-06-2012 | 10:38 am | neoMakoto ©



Интересные факты о Японии

В древности японцы ловили рыбу с помощью прирученных бакланов. Ночью рыбаки зажигали в лодке факелы, привлекая, тем самым, рыбу. Затем с каждой лодки выпускали по дюжине бакланов, привязанных на длинных веревках. У каждой птицы шея была перехвачена гибким воротничком, не позволявшим бакланам глотать схваченную рыбу. Бакланы быстро набирали свои зобы, и рыбак вытаскивал птиц в лодку, где собирал улов.

Японцы, отвечая по телефону, говорят не «Алло», а «Моси-моси». Когда телефон вошел в жизнь японцев, они, отвечая на звонок, говорили «Ой, ой!», что напоминало наше «Да, да!». А тот, кто звонил, говорил при этом: «Хай, ё годзаймасу» («У меня есть дело»). Постепенно эти слова заменила скороговорка «Мосимасу, мосимасу» («Говорю, говорю»), которая с течением времени сократилась до нынешнего «Моси-моси».

 Японцы называют зеленый сигнал светофора синим. Когда в Японии появились первые уличные светофоры, сигналы в них были красного, желтого и синего цветов. Потом выяснилось, что пучок зеленого цвета гораздо лучше виден на большом расстоянии, чем синий. Поэтому синие линзы светофоров постепенно заменили на зеленые. Но обычай называть разрешающий движение сигнал «синим» остался.

На японских банкнотах изображены очень волосатые мужчины. Причина этого вовсе не в том, что в прежние времена у японцев было больше растительности на лице. Одной из важнейших задач, стоящих перед дизайнерами денежных знаков, является стремление затруднить их подделку. Поэтому в графическом изображении на банкноте должно быть максимальное количество различных мелких деталей – например, пышная борода, усы, морщины на лбу.

В Японии водители, останавливаясь на перекрестках, выключают фары автомобилей. Как-то один из иностранцев предположил, что таким образом японские водители экономят энергию аккумуляторов. Однако это не так. Все дело – в этикете. Когда машина останавливается на перекрестке, освещение водителю не нужно, и, выключая его, он не слепит глаза встречным. Подумайте, почему в других странах этого не делают?

Овощные лавки в Японии называют «магазинами 800 товаров». Изначально магазинчики, торгующие овощами, называли аоя (зеленая лавка). Однако с течением времени ассортимент зеленщиков стал расширяться. В лавках стали продавать орехи, консервы, прочие продукты питания. И тогда подобные магазины, чуть изменив на слух произношение, стали называть яоя (магазин 800 товаров). Для японца число 800 означает огромное количество предметов. Это значение и хотели донести предприниматели до своих покупателей, подчеркнув бесконечное разнообразие имеющегося в наличии товара.

В Японии победитель главного турнира сумо получает очень необычный приз. Ему преподносят ключи от нового автомобиля, годовой запас бензина, тысячу грибов сиитакэ, говядину весом в одну корову и запас кока-колы на целый год.


Мое настроение: mellow.gif



Пройдя регистрацию, вы можете оценить данную запись
   
Оценка записи : 5
Просмотров записи :2908
Тип записи: Текст
Категория: Прочее
Тэги слова: Япония факты
Аниме дневник | Блог

Дата написания: 02-04-2012 | 09:32 pm | neoMakoto ©




Реклама на сайте | Конфиденциальность | Контакты